Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы исследования. На сегодняшний день аутодеструктивное поведение стало частым явлением даже среди подростков. Такое поведение проявляется в суицидальных наклонностях, токсикомании, наркомании, алкоголизме и других видах саморазрушения организма.
Следственные комиссии бьют тревогу: «Подростковый суицид становится угрозой национальной безопасности России». Согласно предоставленной статистике, известно, что число самоубийств среди подростков увеличивается. И поэтому возникает проблема способов предотвращения аутодеструктивного поведения, так как оно негативно влияет на качество жизни людей, а также на интеллектуальный, профессиональный, генетический потенциал общества.
Аутодеструктивное (саморазрушающее) поведение — один из видов девиантного поведения (отклоняющегося от нормы), проявляющегося в непреднамеренных действиях (не осознании возможности летального исхода), следствием которых является физическое или психическое разрушение личности или взаимодействие человека с другими людьми и с самим собой, где вред, то есть его действия, направлены на причинение прямого или косвенного вреда собственному физическому или психическому здоровью. Это поведение проявляется на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.
Ц.П. Короленко и Т.А. Донских (1990) под аутодеструктивным поведением понимают поведение, отклоняющееся от медико-психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. АА. Руженков, Г.А. Лобов, А.Б. Боева (2008) определяют саморазрушающее (самодеструктивное) поведение как преднамеренные действия (преднамеренные действия без осознания возможности летального исхода как следствие), следствием которых является физическое или психическое разрушение человека, который не имеет сознательной цели лишить себя жизни. И.В. Берно-Белькур (2003), Е.В. Змановская (2003) относятся к самодеструктивному поведению и суициду: преднамеренному и сознательному самоубийству.
Объект исследования - аутодеструктивное поведение подростков.
Предмет исследования - психологическая профилактика аутодеструктивного поведения подростков.
Цель работы: изучить взаимосвязь аутодеструктивного поведения и акцентуации характера у подростков.
Задачи: выявить особенности, которые способствуют формированию аутодиструктивного поведения в подростковом;
отразить проблему возникновения девиантного поведения;
понять, что такое акцентуации характера, как фактор возникновения девиантного поведения подростков;
изучить условия формирования аутодеструктивного поведения, рассмотреть его виды.
Методологическую основу исследования составляют: теоретический анализ литературы, синтез, обобщение материалов источников.
Теоретическая значимость исследования заключается в реализации активного и в то же время личностного подхода к изучению механизмов аутодеструктивного поведения подростка.
Практическая значимость работы: выявленные особенности эмоционально-смысловой сферы ценностей подростков с высоким риском аутодеструктивного поведения могут служить основой для дальнейшего изучения возможностей профилактики членовредительства в подростковом возрасте. Данная работа будет полезна специалистам образовательных организаций, психологических центров, осуществляющих психологическую работу с подростками, а также родителям и всем заинтересованным лицам.
Глава 1. Подростки с аутодеструктивным поведением, как социально-психологическая категория
1.1 Социально-демографическая характеристика подростков с аутодеструктивным поведением
Аутодеструкция подростка – это проявление искажения его социализации в виде системы действий, противоречащих общественным нормам и в результате которых он вольно или невольно причиняет значительный вред своему физическому, психологическому и социальному благополучию. К таким действиям относятся аутоагрессивные, аддиктивные, рискованные и социально пассивные проявления, угрожающие жизни, физическому здоровью, духовно-нравственному развитию, будущему социальному статусу подростка.
Анализируя причины отклонений, Л. С. Выготский отмечал, что в основе большинства этих случаев лежит психологический конфликт между ребенком и окружающей средой или между отдельными сторонами и пластами личности ребенка. Поэтому изучение трудных детей всегда должно начинаться с изучения основного конфликта.
Н. А. Польская связывает самодеструктивное поведение с различными формами саморазрушения, от действий повышенного риска, направленных на поиск новых ощущений, до актов членовредительства и самоубийства, преднамеренного членовредительства или действий, имеющих негативные последствия для личности. Это понятие реже относится к суицидальному и самоповреждающему поведению – алкогольной и наркотической зависимости, расстройствам пищевого поведения.
А. А. Руженков, Г. А. Лобоу, А. В. Боев определяют саморазрушающее (самодеструктивное) поведение как преднамеренные действия (не осознавая возможности летального исхода как их результата), результатом которых является физическое или психическое уничтожение человека, не имеющего сознательной цели лишая себя жизни. прямое самоуничтожение от косвенного - отсроченного повреждения собственного здоровья без выделения цели самоубийства, которое в свою очередь можно разделить на активное (сознательное) и пассивное (бессознательное).
Подростковый возраст наиболее подвержен формированию различных форм членовредительства, в том числе: саморазрушающего поведения (суицидального и несуицидального), употребления психоактивных веществ, рискованного поведения. Наиболее социально значимыми по распространенности и прогностической ценности являются проблемы с членовредительством (СПП) и употреблением психоактивных веществ (ПАВ). При этом последняя может выступать как вариантом аутоагрессивного поведения, так и самостоятельной наркотической проблемой. По данным ряда исследований, применение СПП и ПАВ имеют общие патогенетические и психопатологические механизмы, что делает актуальным их совместное изучение.
Об уязвимости подросткового возраста свидетельствует частота встречаемости СПП, которая, по разным данным, составляет 8,8-16,6%, что в несколько раз выше, чем у взрослых (1-4%). Наряду с этим процент подростков (11-24 лет), употребляющих психоактивные вещества, составляет: 68,1% - употребляют алкоголь, курят; 13,3% употребляют наркотики. Если к 13 годам употребление ПАВ не превышает 7-14%, то к 16 годам оно достигает 24-41%.
В то же время среди подростков с СПП процент потребителей психоактивных веществ в четыре раза превышает популяционные показатели. Подростки, употребляющие психоактивные вещества, имеют повышенный риск СПП, и чем раньше начинается употребление психоактивных веществ, тем выше риск.
Помимо возрастной специфики, выбор типа аутоагрессивного поведения определяется гендерными особенностями. Так, для мальчиков конкретный выбор – самоожоги, «сковыривание болячек», для девочек: царапание кожи, выдергивание волос. Также известно, что к 14-15 годам суицидальное поведение (ССП) как у девочек, так и у мальчиков встречается с одинаковой частотой, а после 15 лет преобладает количество суицидальных попыток среди девочек. Согласно зарубежным исследованиям, девочки сообщают о большем потреблении алкоголя, чем мальчики, и более высоких показателях курения сигарет, при этом мальчики употребляют больше марихуаны, чем девочки. Эти эпидемиологические показатели определяют целесообразность и значимость изучения половозрастных особенностей самоповреждающего поведения и выбора мероприятий, направленных на профилактику, с учетом особенностей пола и возраста подростков группы риска.
Отсутствие комплексных профилактических программ, направленных на выявление и снижение процента лиц с аутоагрессивными наклонностями, связано с рядом трудностей. Первая из которых – многофакторность причин, приводящих к возникновению аутоагрессивного поведения, включающая макро- и микросоциальную среду, наличие психопатологии как у самих подростков, так и у их родителей. Другой проблемой является сам возраст в плане выраженности патохарактерологических проявлений (протестное поведение, аффективная неустойчивость и др.), что ограничивает выбор методов скрининга и видов профилактического воздействия. Третьей трудностью является отсутствие достаточного количества эмпирических, популяционных исследований на большой выборке, с большим объемом научных данных, собранных на клиническом материале.
Таким образом, проявления аутодеструктивного поведения у подростков отличаются полиморфными проявлениями: высокие показатели употребления психоактивных веществ, а также проявления заинтересованности или осведомленности в этом предмете сопровождаются повышенными рисками прямого членовредительства и суицидального поведения. Активный интерес и осведомленность об употреблении психоактивных веществ возрастают с 10 до 18 лет. Немаловажную роль играет и такой фактор, как аутоагрессивное поведение родителей подростков. Специфика групп риска во многом связана с возрастными и половыми особенностями.
Риск проявления различных видов аутоагрессивного поведения в возрастных периодах с 10-11 лет; 12-15 и 16-18 лет различаются для девочек и мальчиков. Девочки более склонны к членовредительству и употреблению психоактивных веществ. В группу риска по развитию различных видов аутодеструктивного поведения чаще всего попадают девочки [14].
Среди подростков группы риска СПП и СЦП важную роль играет употребление психоактивных веществ как среди самих подростков, так и среди их родителей, что статистически значимо отличается от группы нормы. Для подростков с суицидальными наклонностями характерен семейный анамнез, осложненный аутоагрессивными фактами и снижением проективного духовного фактора. Употребление психоактивных веществ среди родителей подростков становится сильнейшим внешним фактором, характеризующим группу риска.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, А. А. Аутоагрессивное несуицидальное поведение как способ совладания с негативными эмоциями // Клиническая и специальная психология. 2018. - Т. 7. № 2. - С. 21-40.
2. Алексеева, Л. С. Социальная реабилитация подростков / Л.С.Алексеева // Семья в России. - 2015. - № 2. - С. 12-14.
3. Альбекова, О. П. Влияние акцентуаций характера на агрессивность в подростковом возрасте / О.П. Альбекова // Достижения вузовской науки. - 2014. - №8. - С. 130-134.
4. Банников, Г. С. Ведущие механизмы самоповреждающего поведения у подростков: по материалам мониторинга в образовательных учреждениях // Консультативная психология и психотерапия. - 2016. - Т.24. №3. - С. 42-68.
5. Волохова, В.И., Кошенова, М.И., Шабанов, Д.М. Исследование динамики психологического времени в эпоху юности // Вестник Самарского Государственного Технического Университета. - 2020. - № 4 (48). - С. 75-90.
6. Горобец, Т. Н. Аутодеструктивное поведение: социальные и психологические аспекты проблемы // Мир психологии. - 2017. - № 3(91). - С. 201-209.
7. Долгополова, В. С. Аутоагрессия как защитный механизм в процессе становления личности / В.С. Долгополова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - №. 11. - С. 665-667.
8. Жигинас, Н. В. Микросоциально-средовые факторы девиантного поведения подростков: обоснование персонологического подхода к диагностике и профилактике / Н.В. Жигинас // Вестник Томского государственного университета. - №5 (146), 2014. - С. 87-91.
9. Злоказов, К. В. Социально-психологические предпосылки деструктивного поведения подростков в школе / К.В. Злоказов // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 5. - С. 71-81.
10. Ипатов, А.В., Шишигина, Т.Р. Аутодеструктивное поведение подростков в контексте отклоняющегося развития личности // Акмеология. - 2018. - № 4 (68). - С. 25-31.
11. Кадырова, М. К. Негативное педагогическое влияние социальной среды на личность подростка / М. К. Кадырова, Б. У. Расулов, О. Э. Эшмуратов, Д. Р. Юнусов. - Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2016. - С. 99-103.
12. Килина, Г. Б. Профилактика аутодеструктивного поведения обучающихся / Г. Б. Килина, Т. И. Власова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2020. - № 49 (339). - С. 517-519.
13. Кузнецова, М. Н. Теоретические аспекты психологии деструктивного поведения у подростков // Научный поиск: материалы Х научной конференции аспирантов и докторантов / Министерство образования и науки РФ, Южно-Уральский государственный университет. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2018. - С. 124-131.
14. Кутбиддинова, Р. А., Нестеренко, Е. С. Взаимосвязь акцентуаций характера с аддиктивными формами поведения молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 646-650.
15. Моисеева, Т. А. Саморазрушающее поведение подростков как скрытый суицид / Т. А. Моисеева. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 22 (260). - С. 642-644.
16. Мусина, А.А. Роль факторов риска в развитии девиантного поведения подростков / А.А. Мусина // Инновационная наука. - № 2, 2015. - С. 17-29.
17. Польская, Н. А. Аутодеструктивное поведение в подростковом и юношеском возрасте / Н.А. Польская // Консультативная психология и психотерапия. - 2015. - Т. 23. - №. 4. - С. 176-190.
18. Польская, Н. А. Причины самоповреждения в юношеском возрасте (на основе шкалы самоотчета) // Консультативная психология и психотерапия. - 2014. - N 2 (81). С. 140-152.
19. Попов, В. А. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений / В. А. Попов, Н. П. Липнягов. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2013. - № 7 (54). - С. 410-412.
20. Ральникова, И. Склонность подростков к девиантному поведению в контексте акцентуаций характера // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. - 2017, № 3. - С. 56-62.
21. Рахимкулова, А. С. Нейропсихологические особенности подросткового возраста, влияющие на склонность к рисковому и суицидальному поведению // Суицидология. - 2017. - Т. 8, № 1(26). - С. 52-61.
22. Роговенко, Я. С. Изоляция мест лишения свободы как фактор развития деструктивных форм поведения осужденных в исправительных колониях / Я. С. Роговенко. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 50 (236). - С. 472-474.
23. Руженков, В. А. Некоторые аспекты терминологии и классификации аутоагрессивного поведения / В.А. Руженков // Суицидология. - 2014. - Т. 5. - № 1. - С. 141-151.
24. Сагдуллаев, А. А. О проблемах отношений в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии // Психология семьи и больной ребенок: учебное пособие: хрестоматия / авт.-сост. И.В. Добряков, О.В. Защиринская. - СПб.: Речь, 2007. - С. 43-49.
25. Суркова, Е. С. Агрессивное поведение детей и подростков / Е.С. Суркова, К.А. Егорова // Современное образование опыт и тенденции развития материалы V международной научно-практической конференции. - М: Прометей, 2013. - С. 151-153.
26. Тормосина, Н. Г. Психологическое исследование гендерных и возрастных особенностей аутодеструктивного поведения / Н.Г. Тормосина // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - №19. - С. 299-303.
27. Трошина, Н. В. Формы агрессивного выражения деструктивности в современном обществе / Н.В. Трошина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 7 (81). - С. 193-195.
28. Уразметова, А. К. Психологические факторы риска суицидального поведения в подростковой среде / А. К. Уразметова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 9 (247). - С. 176-178.
29. Фетискин, Н. П. Личностные особенности несовершеннолетних делинквентов / Н.П. Фетискин // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. - 2017. - № 1 (11). - С. 105-108.
30. Фортова, Л. К. К вопросу о педагогической профилактике деструктивного поведения подростков в образовательных организациях / Л. К. Фортова, Е. А. Решетников. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 52 (290). - С. 282-284.